7 мифов о копирайте

Нарушение авторских прав либо, наоборот, их ненадежная защита могут дорого стоить Вашему бизнесу. К тому же, как показывает практика, иногда бывает сложно разглядеть ту черту, переступив которую, можно оказаться нарушителем.

Рассмотрим 7 самых распространенных мифов о копирайте:

1. «Если я использую небольшую часть текста или мелодии, я не нарушу авторские права».

Не существует, так называемого, «безопасного объема» использования чужого произведения без разрешения автора. Даже несколько секунд использования чужой песни, или копирования небольшой части текста без указания автора и источника является нарушением авторских прав. Оригинальное название произведения охраняется отдельно.

2. «Никто другой не сможет использовать мою идею».

Авторским правом охраняются только оригинальные произведения, выраженные в материальной форме. Сама по себе идея, без выражения ее в материальной форме, авторским правом не охраняется. Например, сюжет новой книги никаким образом не охраняется до тех пор, пока хотя бы частично не будет записан автором. Если автор поделится своей идеей с другим лицом, прежде чем собственноручно изложит ее в какой-либо форме, а это лицо, в свою очередь, создаст на основе услышанной идеи собственное произведение, такое лицо не станет нарушителем авторских прав.

3. «Поскольку я не использую песню /иллюстрацию /текст с коммерческой целью, такое использование является правомерным».

На самом деле, лицо имеет право использовать правомерно приобретенный экземпляр произведения в личных целях и в кругу своей семьи. Кроме того, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых произведение может быть свободно использовано без разрешения автора. Все, что выходит за эти рамки, является нарушением авторских прав, даже если произведение было использовано не в коммерческих целях.

4. «Я могу защитить при помощи авторского право фирменное наименование моей компании, слоган или логотип.»

Нередко предприниматели путают охрану авторских прав и охрану объектов промышленной собственности. К последней, в том числе, относятся и торговые марки - обозначение или комбинация обозначений (словесные, графические, аудио знаки, тактильные и др.), которые отличают товары и услуги одних лиц от товаров и услуг других лиц. Примером торговой марки — слогана является слоган «I'm Lovin' It» («Я это люблю»), который использует известная сеть ресторанов быстрого питания McDonald's.

5. «Я попытался найти имя автора/фотографа, прежде чем использовать произведение, но так и не смог его найти, это значит, что я могу прекратить поиски и использовать произведение.»

Подобное использование также является незаконным. Автор произведения имеет право как указать свое имя, так и запретить его указывать. К тому же, автор может обнародовать произведение под творческим псевдонимом. Причины сохранять анонимность у автора могут быть самые разные. Например, он может освещать какие-либо остро социальные проблемы, и при помощи анонимности пытается сохранить собственную безопасность. В некоторых случаях закон допускает защиту прав авторов-анонимов третьими лицами. Так, представлять интересы автора-писателя может издательство, которое выпустило литературное произведение в свет. Кроме того, автор мог побеспокоиться о защите собственных авторских прав, и при наличии подтверждений (к примеру, свидетельства о регистрации авторских прав), может привлечь нарушителя к ответственности.

6. «Кто-то другой разместил на моей сайте материалы, которые нарушают авторские права. Но ведь я ничего не нарушил».

На сегодняшний день практика, в том числе и судебная, исходит из того, что и лицо, разместившее на сайте материалы, нарушающие авторские права, и собственник (создатель) сайта в равной мере несут за это ответственность. Такая позиция аргументируется тем, что собственник сайта предоставил возможность третьим лицам размещать материалы, и не устранил соответствующее нарушение.

7. «Человек на фотографии — не знаменитость, значит я могу использовать фотографию с ним без разрешения».

Это еще одна ошибочная позиция. Согласно действующему законодательству, фотографию, на которой запечатлено какое-либо физическое лицо, можно публично демонстрировать, копировать, использовать другим способом только при наличии согласия такого лица. Как исключения, фотографии могут быть использованы без разрешения, если лицо позировало автору за плату, а также в интересах безопасности такого лица либо других лиц.

Автор: Успенская Анна

Дата: 13.11.2013

 

Не все понятно и остались вопросы?

С радостью ответим Вам по телефону +38 (044) 230-49-75. У Вас также есть возможность воспользоваться формой обратной связи.

 

Вас могут заинтересовать статьи:

Что нужно знать фотографу об авторском праве?

Чем является кавер-версия песни с точки зрения авторского права?